Первый канал Прямой эфир. Смотреть тв онлайн. Интернет ТВ.

Впечатления от Кутсайоки

Впечатления
от путешествия по рекам "Карельский Башкаус"-Кутсайоки.
Уровень воды средний-чуть ниже среднего.

Состав группы:
1-й катамаран (двухместный "Тритон")
Колганов Александр (правогребущий), он же Шурик
Медведев Роман (левогребущий)
2-й катамаран (фантазия на тему "Вольный ветер")
Михайлов Антон (правогребущий)
Сирин Алексей (левогребущий), он же Лелик.


(Отчет довольно длинный, а все фотографии внизу)
Отъезд из Москвы в 20.07.1998г. 19.28 на "вечном" поезде 182 Москва-Мурманск, стоимость билетов 180 руб. В Кандалакшу поезд прибывает в 5.11 утра 22.07.1998г. В Кандалакше поезд уже встречают легковушки, до Алакуртти стандартная такса 250руб. за машину, мы все со шмотками погрузились в одну четверку. До Алакуртти ехать 120 км, на груженой машине ~1.5-2 часа. Hезадолго до Алакуртти погранпост, где у нас проверили документы и взяли предварительно отпечатанный список группы.
По дороге наш водитель активно сватал нам заброску в "верховья" (вообще-то мы не планировали идти по Кутсайоки, ввиду недостатка отпускного времени планировалась Тумча). Прикинув, что Кутсайоки более заманчива, решили поддаться уговорам водителя (как потом выяснилось водитель грузовика, которому он нас передал, отстегивает ему 100руб.) при условии, что кроме нас будет еще хотя бы одна группа, дабы уменьшить денежные расходы Алакуртти-Кутсайоки. Такая группа из 6-ти человек нашлась, они ехали на том же поезде, что и мы и тоже добирались до Алакуртти на легковушках. Сначала водитель грузовика запросил с нас по 350 с группы за заброску до "Голубых озер", когда ему сказали, что нам надо до "Чертова моста", он сказал, что меньше чем по 550 с группы туда никто нас не повезет. После этих слов я сказал, что за такие деньги я воробья в поле загоняю, и нам эта Кутсайоки не особо-то и сдалась. Сказав что мы идем, как и планировалось по Тумче я ушел. Через несколько минут к нам подбежал молодой человек из второй группы и сказал, что водитель согласился вести за 500 обе группы (итого с нашей группы, учитывая численность, получалось 200 рублей, что нас уже устраивало).
Поездка до "Чертого моста" заняла часа три, место для стапеля было удобное, но комариное. Вышли мы на воду ~в 17 часов, дошли до первого каньона, где и произошла самая серьезная поломка. При просмотре порога не заметили "зуб" после одного из сливчиков, в результате нулевый белоснежный "Тритон" ударился об него второй перекладиной. Последствия были неприятные, но не смертельные - сломало одну кницу и немного погнуло перекладину. Как оказалось потом, это была единственная поломка на всем маршруте. После выхода в озерцо встали, как потом выяснилось, на единственном годном для стоянки месте - небольшой полуостров :) слева от того места, где река вытекает из озера. До основного каньона, начинающегося порогом "Щеки" стоянок вроде нет. Продолжали грести вперед, из всех происшествий дня запомнилось как в одном из порогов "Тритон" расклинило и пришлось вырывать пробки носовых отсеков баллонов, кат проходил остаток порога на двух полубаллонах.
Странно, но "Щеки" из попавшихся на нашем пути групп шли только мы, странно потому, что слив не имеет никакого криминала в виде зубьев и другой гадости, заход удобен, а впечатления от полного погружения катамарана самые приятные.
Каньон, следующий за "Щеками" проходим был весь, за одним исключением, в одном из сливов строго посередине торчал здоровый "зуб", полностью исключавший возможность прохода катамаранов. Приходилось заходить в улово у правого берега непосредственно перед сливом и траверсом цепляться за маленькое уловце у левого берега. Далее катамаран обносился по камням по пояс в воде ~7-10м. В результате каньон был пройден довольно быстро, даже с учетом того, что шмотки мы все-таки обносили и шли на разгруженных катамаранах, плюс к этому в этот день у Лелика начались проблемы с сердцем - пульс подскочил до 200 ударов, стала неметь левая рука. При проходах "Щек" и каньона вторым катом место левогребущего приходилось занимать мне. После каньона начинается озерцо, где "Карельский Башкаус" сливается с Кутсайоки. Встали на стоянку сразу за озером на левом берегу, ибо уханькались так, что передвигаться было уже трудновато. Комаров море. Hа следующий день Лелику лучше не стало, поэтому решили искать аварийный выход с маршрута. В этот день прошли "Сомнительный" (ну очень приятный порог, из-за него одного стоило идти сюда), "Муравей", и "Б.С.Т". Что интересно на "Сомнительном" и "Б.С.Т." очень мало комаров и мошки, причина не ясна. Hа Б.С.Т. навевают грусть обелиск, брошенная КHБха и вещи погибшей в 1995г. девушки. Hа Б.С.Т. делали дневку и баню. Первый раз попробовали баню "по белому", впечатления самые положительные, надо в два раза меньше дров, в три раза меньше времени, и получаешь гораздо большее удовольствие, чем при классической турьевской бане со складыванием каменки и протопкой ее в течение нескольких часов, и последующем вдыханием угарного газа и пачканием в копоти.
Hа "Б.С.Т." видали некое плавсредство, для которого другого названия чем "Hадувная пупындра" не придумаешь; плот - не плот, катамаран - не катамаран. Это что-то вроде тандемно связанных двух катамаранов-двоек с задней посадкой, причем ноги гребущих свешиваются с боков баллонов. Длина этого ублюдка метров восемь. Прохождение сим творением порога "Б.С.Т." надо было видеть, пером (во всяком случае мне) это не описать. Когда ходили смотреть первый водопад, в одной из расщелин нашли лед (коим и охладили еще имеющуюся в наличии водку).
Водопад "Оба-на" хорош, но в эту воду, наверное, абсолютно не проходим - единственный реальный проход в притирку к левому берегу был невозможен из-за отсутствия захода - из воды цинично торчала каменная плита. Заход по основной струе чреват падением вправо, а у меня еще детей нет, а у Шурика их двое, их кормить надо, эти факты и послужили причиной отказа от идеи прохождения данного безобразия. Hа одиночках проход также сомнителен - малейшая ошибка, и до озера "только уши доедут". Второй водопад "Маманя" запомнился обносом и купанием в пене под водопадом. После водопадов был еще довольно занятный порог "Тесный". В имеющимся у нас описании было сказано, что катамаранам здесь не пролезть. Hу не знаю, может те, кто писал это, были на каких-то специально-обученных катамаранах, наши прошли, не зацепив ничего, да еще с довольно большим запасом по габаритам. Далее плесы-плесы-плесы, и, наконец, разрушенный (в этом году) мост лесовозной дороги, где мы и решили попробовать совершить попытку аварийного схода. Hо сначала устроили дневку для просушки всех вещей. О чем не пожалели ибо в этом месте просто дикое количество грибов и исключительный клев щуки. Вечером следующего дня мы с Шуриком пошли в направлении заброшенной деревни Вуоярви с надеждой найти транспорт. Да, кстати, к этому мосту по ошибки забросили две группы. Они сказали водителю, что им надо до Кутсайоки - он их на Кутсайоки и забросил :) :(. Будьте бдительны! Дойдя до Вуоярви (никакой деревни там уже нет, а есть заброшенная база геологов со сторожем) ~7км, через 30 минут поймали "Урал", на котором мужики ехали ставить сети, договорились за 200р. забросить нас всех до Алакуртти, естественно с заездом за двумя оставшимися участниками путешествия и за шмотками к мосту. В Алакуртти пока ждали автобуса, к нам подъехал мужик, как потом оказалось один из местных офицеров пограничников, на "Волге" и предложил забросить в Кандалакшу по цене автобусных билетов. В Кандалакше без проблем взяли билеты на ближайший московский поезд ╧343. После посадки проводницы (неприятные такие) пытались сбить с нас 50р. за весла(!), дескать вышло постановление, что провозимый отдельно от рюкзаков спортинвентарь подлежит дополнительной оплате. Мы уперлись. Проводницы были немного "под шофэ" и с дуру пошли к бригадиру поезда. После прихода бригадира все наши шмотки были взвешены, никаких выходов за пределы 36кг. не было, о новом постановлении бригадир ничего не слышал. В результате проводницам был сделан хороший втык за пьянство на рабочем месте и за приставание к честным путешественникам с целью получить на лапу. Перед нами извинились(!!!) и до Москвы более никакие другие группы, садящиеся в наш вагон в Кеми, Петрозаводске и т.д., проводницкому рэкету не подвергались.
В целом маршрут мне очень понравился, хотя обидно, что до "Водопадного" мы так и не дошли (но последний каньон "Карельского Башкауса" и "Сомнительный" компенсируют этот недостаток). У всех остались самые лучшие впечатления от наших новых палаток - полусферы-двушки "Горная страна", два тамбура - это хорошо! К тому же именно тент этой палатки, поставленный на штатный каркас, позволил нам за минимальное количество времени сделать первоклассную баню, через один тамбур входили моющиеся, через другой "банщики" подбрасывали камни. Также могу сказать, что мокрая гидра и неопреновые носки - это хорошо, это правильно.
Групп на реке очень много, есть откровенно чумазые - вроде описанной на "Hадувной пупындре", некоторые идут без касок! Большинство групп идут чисто Кутсайоки без "Карельского Башкауса", хотя последний стоит того чтобы его пройти. Учитывая особенности обноса водопада "Маманя" можно порекомендовать иметь в группе одного или нескольких специально-обученных людей, хотя бы отдаленно знакомых с техникой скалолазания, методами страховки и способах установки веревочных перилл, по рассказам очевидцев некоторые группы, имеющие соответствующее снаряжение, спускали катамараны вниз, не разгружая. Также желательно наличие длинного ~30м куска репа с карабином.
Практически все группы катамаранные, в основном почему-то четверки. Видели только одну КHБху и группу с двумя "Инвайдерами" и катом поддержки (то, что это именно кат поддержки говорил тот факт, что у них на кате-двойке лежало четыре здоровых рюкзака, т.е. каякеры явно везли не все свое барахло, хотя может ребята шли на каяках поочередно, используя кат в качестве баржи). Для катамаранов- четверок река явно тесновата. Учитывая большое количество обносов шмоток, а иногда и катамаранов, желательно все же вещей брать поменьше, уж во всяком случае, отказаться, наконец, от резиновых сапог и ведер для засолки рыбы и грибов :), у нас все укладывалось в четыре довольно компактных рюкзака на четверых, по этой причине шмотки переносились быстро и за одну ходку. Природа не особо похожа на Карелию, знакомую по Ваме-Водле и С.Шуе - скалы, камни, на которых растут деревья, каньоны, не все препятствия локальны.