МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ










ОТЧЕТ
о туристском путешествии (водном)
третьей категории сложности
по маршруту: г.Москва - г.Краснодар -
г.Апшеронск - п.Отдаленный -
сплав по р.Пшеха -
ст.Пшехская - г.Краснодар - г.Москва



Маршрутная книжка ╧ ¼-302
Руководитель: Чигирева Г.Ю.

Маршрутная книжка ╧ ¼-303
Руководитель: Юренев А.
Маршрутная книжка ╧ ¼-304
Руководитель: Бронер Ю.Е.

Маршрутная книжка ╧ ¼-306
Руководитель: Лебедев В.И.

Маршрутная книжка ╧ ¼-307
Руководитель: Култаев И.В.
















Москва 2001г.



ПАСПОРТ ПОХОДА:
Сроки проведения: 28 апреля 2001г. - 10 мая 2001г.
Район: Западный Кавказ (респ.Адыгея)
Нитка маршрута: г.Москва - г.Краснодар - г.Апшеронск - п.Отдаленный - 1,5 км ниже устья р.Пшехашка - сплав по р.Пшеха - ст.Черниговская - ст.Пшехская - г.Краснодар - г.Москва
Состав группы: 49 чел.
Средства сплава: катамараны (одна четверка, три двойки), байдарки (КНБ √ 9шт. , ⌠Таймень■ - 6шт.), каяки (КНК √ 4шт., п/э √ 4шт.), каноэ (п/э √ 1шт.)
Категория сложности: третья
Протяженность сплава: 172 км
Уровень воды: ниже среднего
Общее количество дней (Москва - Москва): 13 дней
Количество дней на маршруте (г.Краснодар - г.Краснодар): 10 дней
из них:
подъезд к началу сплава - 1 день
стапель - 1 день
сплав - 5 дней
дневки - 2 дня
антистапель, отъезд - 1 день







Работа над отчетом:
текст, оформление - Бронер Ю.Е.
дневник √ Бронер Ю.Е., Чигирева Г.Ю.
фотографии √ Лебедев В.И.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

Маршрутная книжка ╧ ¼-302
╧ п/п ФИО Год рожд. Адрес Тур. опыт Обязанности в походе, распред. по судам
1. Чигирева Галина Юрьевна 1963 Москва, ул.2-я Владимирская 16-4-28 VI-у р.Карагем-р.Аргут, II-р р.Березайка-р.Мста Руководитель, кат. 2-ка
2. Андреев Андрей Геннадьевич 1964 Москва, ул.Красный Казанец 17-74 VI-у р.Карагем-р.Аргут, II-р р.Березайка-р.Мста Кат. 2-ка
3. Грашин Владимир Игоревич 1977 Москва, пр-т Марш. Жукова 17/2-32 II-у р.Березайка √ р.Мста Рем.мастер, байдарка КНБ
4. Грашин Александр Игоревич 1984 Москва, ул.Корнейчука 51б-19 II-у р.Березайка √ р.Мста Фотограф, байдарка КНБ
5. Плюхин Николай Николаевич 1961 Москва, ул.Михалковская 15-64 III-у р.Пшеха, III-у р.Б.Зеленчук Летописец, ⌠Таймень-2■
6. Минина Наталья Владимировна 1975 Москва, ул.Каховка 31-1-81 II-у р.Березайка √ р.Мста Казначей, ⌠Таймень-2■
7. Грашин Игорь Алексеевич 1956 Москва, ул.Бестужевых 14-110 II-у р.Березайка √ р.Мста Медик, ⌠Таймень-2■
8. Артемов Андрей Павлович 1973 Москва, Грузинский пер. 6-29 II-у р.Березайка √ р.Мста Снаряженец, ⌠Таймень-2■
9. Кашанин Андрей Васильевич 1976 Москва, Ленинский пр-т 95≈238 II-у р.Березайка √ р.Мста Фотограф, байдарка КНБ
10. Нетупаева Наталья Александровна 1978 Москва, Литовский б-р 42-1-16 II-у р.Березайка √ р.Мста Завхоз, байдарка КНБ


Маршрутная книжка ╧ ¼-303
╧ п/п ФИО Год рожд. Адрес Тур. опыт Обязанности в походе, распред. по судам
1. Юренев Александр Влаимирович 1977 Москва, ш.Энтузиастов 60-1-27, тел.176-31-06 III-р р.Умба, V-у р.Урик-р.Онот Руководитель, байдарка КНБ
2. Алексеев Макар Сергеевич 1978 МО г.Раменское, ул.Чугунова 34-159 II-у р.Щегринка √ р.Мста Байдарка КНБ
3. Беликова Ирина Александровна 1978 Москва, ул.Ставропольская 64-1-101 III-у р.Умба Фотограф, кат. 2-ка
4. Бреженко Евгения Александровна 1977 МО п.Любчана, ул.Спортивная 15-16 II-у р.Катунь Казначей, байдарка КНБ
5. Игумнов Дмитрий Владимирович 1978 Москва, Алтуфьевское ш. 32-144 III-у р.Поньгома Фотограф, ⌠Таймень-2■
6. Козырев Игорь Александрович 1973 МО г.Лыткарино, ул.Набережная 18/1 III-у р.Б.Зеленчук Снаряженец, ремонтник, ⌠Таймень-2■
7. Моисеев Валентин Николаевич 1981 Москва, Батайский пр-д 5-373 II-у р.Катунь Медик, ⌠Таймень-2■
8. Рунова Юлия Борисовна 1975 Москва, ул. Щербаковская 54-121 III-у р.Умба Медик, кат. 2-ка
9. Савоненкова Анна Александровна 1977 МО д.Шарапово д.12 ПВД межсезонье Летописец, байдарка КНБ
10. Турунов Николай Юрьевич 1977 Москва, ул. Голубинская 13-1-393 II-у р.Катунь Завхоз, ⌠Таймень-2■


Маршрутная книжка ╧ ¼-304
╧ п/п ФИО Год рожд. Адрес Тур. опыт Обязанности в походе, распред. по судам
1. Бронер Юлия Евгеньевна 1973 Москва ул.Елецкая д.9 к.2 кв.308, тел.398-61-21 V-у р.Китой, II-р р.Щегринка - р.Мста руководитель, каноэ (С-1)
2. Машкина Светлана Юльевна 1969 Москва, Жулебинский б-р 40-1-3 III-у р.Писта казначей, ⌠Таймень■-2
3. Тишин Сергей Борисович 1974 Москва, Измайловский пр-д 14-1-26 III-у р.Чирка-Кемь Завхоз, кат.2-ка
4. Тишина Елена Андреевна 1982 Москва, Измайловский пр-д 14-1-26 III-у р.Чирка-Кемь Кат. 2-ка
5. Мозолев Алексей Валерьевич 1974 Москва, Осенний б-р 15-195 II-у р.Полисть Ремонтник, каяк КН
6. Рагозин Андрей Юрьевич 1962 Москва, 11-я Парковая ул. 31-14 III-у р.Кепа √ р.Кемь Каяк КН
7. Макушин Михаил Александрович 1975 МО г.Троицк ул.Солнечная 14-85 IV-у р.Хойто-Ока √ р.Ока Снаряженец, каяк КН
8. Григорьев Андрей Геннадиевич 1973 Москва, пр-д Шокальского 59-2-441 III-у р.Пшеха Медик, ⌠Таймень■-2


Маршрутная книжка ╧ ¼-306
╧ п/п ФИО Год рожд. Адрес Тур. опыт Обязанности в походе, распред. по судам
1. Лебедев Валерий Иванович 1959 Москва, ул.Снайперская 6-3-20, тел. 374-24-21 V-р р.Шавла-р.Аргут,
III-р р.Пшеха
Руководитель, байдарка КНБ
2. Бобылев Илья Геннадьевич 1973 МО, г.Лыткарино кв-л 7 д.7 кв.13 III-у р.Б.Зеленчук Каяк п/э
3. Муквич Владислав Владимирович 1972 МО, г.Балашиха, ул.Фучика 2/2-74 III-у р.Б.Зеленчук Ремонтник, ⌠Таймень-2■
4. Свириденко Анна Игоревна 1975 Москва, ул.Яблочкова 30а-21 IV-у р.Хойто-Ока √ р.Ока Медик, кат. 4-ка
5. Веселов Владимир Александрович 1972 Москва, ул.Молодогвардейская 26-49 III-у р.Поньгома Кат. 4-ка
6. Симакова Елена Сергеевна 1977 Москва, ул.Нежинская 13-448 II-у р.Щегринка √ р.Мста Завхоз, ⌠Таймень-2■
7. Коржова Марина Викторовна 1976 МО, г.Химки, ул.Молодежная 4-140 II-у р.Мрас-су Летописец, байдарка КНБ
8. Аманжуров Руслан Маратович 1980 Москва, ул.Глушко 10-1-38 II-у р.Мста Кат. 4-ка
9. Клепиков Алексей Николаевич 1976 Москва, Варшавское ш.122-1-95 III-у р.Чирка-Кемь Каяк п/э
10. Подчерняев Михаил Владимирович 1957 Москва, ул.Марш. Соколовского 7-116 III-р р.Поньгома Кат. 4-ка, капитан


Маршрутная книжка ╧ ¼-307
╧ п/п ФИО Год рожд. Адрес Тур. опыт Обязанности в походе, распред. по судам
1. Култаев Илья Владимирович 1966 Москва, Трехпрудный пер. 8-70 V-у р.Китой √ р.Онот, III-р р.Чирка-Кемь Руководитель, байдарка КНБ
2. Кузнецов Василий Борисович 1959 Москва, Новоясеневский пр-т 14-2-408 IV-у р.Хойто-Ока √ р.Ока Снаряженец, каяк КНК
3. Шпакович Вячеслав Анатольевич 1965 МО п/о Старая Руза ДОЗ 2-13 III-у р.Пшеха Фотограф, байдарка КНБ
4. Морозова Татьяна Викторовна 1978 МО г.Быково, ул.Шоссейная 298А III-у р.Пшеха Байдарка КНБ
5. Шевченко Григорий Федорович 1959 Москва ул.Металлургов 46-1-12 II-у р.Березайка √ р.Мста Рем.мастер, байдарка КНБ
6. Гришин Олег Станиславович 1981 МО Талдомский р-н пос.Запрудня 30-2-41 II-у р.Катунь Завхоз, байдарка КНБ
7. Шупта Анна Владимировна 1962 Москва, Госпитальный Вал 5-168 II-у р.Усьва Медик, байдарка КНБ
8. Киркоров Алексей Михайлович 1974 МО Мытищи, ул.Крестьянская 33-1-61 IV-у р.Хойто-Ока √ р.Ока Казначей, каяк п/э
9. Харьков Сергей Валентинович 1964 Москва, ул.Молдагуловой 10-2-133 III-р р.Пшеха Инструктор, каяк КНК
10. Расщупкина Наталья Анатольевна 1979 МО Ленинский р-н п.Коммунарка 15-15 III-у р.Чирка-Кемь Байдарка КНБ
11. Приходько Оксана Ильинична 1978 Москва, ул.Медынская 8/3-305 II-у р.Мста Байдарка КНБ

  1. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Маршрут проходит на территории республики Адыгея, расположенной в северо-западной части Кавказа (север респулики на Прикубанской низменности, юг √ на склонах Большого Кавказа).
Климат умеренно теплый, со средними температурами января √2С, июня +22С. Осадков выпадает около 700мм в год. Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Почвы в горах преобладают каштановые и горные лесные. Леса в основном широколиственные √ бук, дуб, граб, клен. Из всех горных районов нашей страны Западный Кавказ отличается наибольшим природным многообразием √ от альпийского высокогорья до субтропиков.
Реки северных склонов Западного Кавказа относятся к бассейну Кубани, берушей свое начало на ледниках Эльбруса. Рек Пшеха является левым притоком Белой. Пшеха и Пшехашка берут свое начало на отрогах г.Фишт (2867м) и г.Пшехо-Су (2743м). Питание рек смешанное ледниково-дождевое. Долины рек в верховьях рек Пшехи и Пшехашки, до их слияния, достаточно узкие, поэтому небольшие дождевые паводки заканчиваются очень быстро (в течении одного дня).
Река Пшехашка от порога ⌠Бегемотик■ до слияния с Пшехой течет в очень узкой долине похожей на лесистое ущелье. Расход воды на этом участке, в конце апреля - начале мая, 15-30 м3/сек (в зависимости от погодных условий), средний уклон 18 м/км. Русло реки хорошо разработано и имеет на этом участке пять явно выраженных порогов, разделенных быстротоками. При сплаве по Пшехашке нужно быть очень внимательным, т.к. мало характерных ориентиров порогов и возможны завалы.
Пшеха до слияния с Пшехашкой очень узкая, русло забито камнями, при достаточно сильном уклоне, расход воды составляет 10-20 м3/сек. После слияния с Пшехашкой имеется два несложных порога, далее до поселка Отдаленный долина реки сильно расширяется и скорость течения падает. Средний уклон от пос. Отдаленный 9,5 м/км до станицы Черниговской, в районе станицы Самурской 3,4 м/км, от станицы Ширванской до г. Апшеронска 1,7 м/км, далее до устья 1,68м/км. В районе станицы Черниговской максимальный расход воды в августе - 91м3/сек , минимальный в январе √ 3м3/сек.

  1. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ.

Раньше заброска на р.Пшеха осуществлялась через г.Белореченск, однако в 2001г. прямые поезда из Москвы через Белореченск были отменены. В связи с этим, наша группа ехала через г.Краснодар. Далее возможно добраться на рейсовых автобусах до г.Апшеронск или ст.Черниговская. В силу многочисленности нашей группы, мы имели возможность заказать автобусы еще из Москвы. Было заказано два автобуса ⌠Икарус■ для заброски до г.Апшеронск. Из Апшеронска начинается узкоколейная железная дорога, идущая в верховья р.Пшеха. Автомобильной дороги, по которой может проехать автобус или легковая машина туда нет. Существует лесовозная дорога, по которой ходят машины типа ⌠Урал■ или ⌠ГАЗ-66■, но она идет вдалеке от реки и делает большой крюк, по сравнению с узкоколейкой.
Из Апшеронска у нас также был заранее заказан поезд (два пассажирских вагона и один грузовой). Дорога от Апшеронска до п.Отдаленный занимает около 5 часов. Стоимость дороги √ 50руб./чел + 20 руб./чел. за багаж.
Выброска с маршрута может осуществляться из ст.Черниговской, г.Апшеронск или другого крупного населенного пункта ниже по течению реки на рейсовых автобусах. У нас так же были заказаны заранее автобусы в той же фирме, что и по дороге туда. Дорога в оба конца обошлась в 12000-00 (Двенадцать тысяч) руб. за два автобуса.
В экстренных случаях уехать можно с любой точки на реке - поезд в сторону ст.Черниговской ходит ежедневно около 6 часов утра.

Транспортная фирма ⌠Кравт■ (350059, г.Краснодар ул.Уральская 106), тел. (8-861-2-) 31-37-64, 31-34-11 диспетчер, 31-39-81 зам.директора, 31-07-10 факс.

Начальник узкоколейной железной дороги (8-861-52-) 9-14-65, 2-08-70. Апшеронск, ул.Коммунистическая д.23

Справочная г.Краснодар 8-861-99-09-111

  1. ПЕШАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА.

В 2001г. во время весеннего паводка подмыло мост в п.Отдаленный, поэтому нас высадили перед мостом. Далее пешком через мост и по главной улице поселка, которая за поселком переходит в лесовозную дорогу. За поселком дорога раздваивается - одна уходит направо в горы, вторая прямо. Шли по дороге, идущей параллельно реке (левой). Недалеко от поселка брод через р.Тугупс. Глубина речки примерно по колено, впрочем, это зависит от уровня воды. Ниже по течению, в 100м, был завал, по которому и перешли. Далее дорога поднимается вверх, Пшеха течет далеко внизу. Примерно через 3км от поселка дорога делает крутой левый, затем правый поворот и заканчивается. Дальше по лесу идет тропа, постепенно спускаясь к реке и продолжаясь по осыпи непосредственно вдоль воды. Тропа осложнена упавшими деревьями, скальными выходами и зарослями рододендрона.

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РЕКИ.

Начало сплава √ 1,5 км ниже слияния Пшехи и Пшехашки.
Уровень воды √ ниже среднего.

Сокращения √ ЛП-левый поворот, ПП-правый поворот, Кр-крутой, ЛБ-левый берег, ПБ-правый берег.

От начала сплава - короткие шиверы через каждые 50-100м.
Затем на КрЛП порог. Три ряда подковообразных сливов по 0,3м в сужении реки. С ПБ скальный выступ желтого цвета, за ним улово.
Далее река делает ПП. В русле скальные обломки. На повороте мощная шивера. Через 100м √ короткая мощная шивера.
Через 300м КрПП. Мощная шивера с сильным навалом на большой камень в правой части русла. Далее подводные и надводные камни.
На подходах к поселку начинаются разбои. Возможны завалы.
Далее река собирается в одно русло. Несколько мощных шивер. Под ж/д мостом в п.Отдаленный короткая шивера, валы.
В районе п.Верх.Тубы начинаются разбои. В протоках мелкие перекаты, возможны завалы, деревья в русле.
Затем река собирается в одно русло и на КрЛП мощная шивера с обилием камней и навалом на крупные камни у ПБ. ПБ √ скальные выходы.
На подходах к п.Ниж.Тубы (нежил.) реку пересекает газопровод √ труба высоко над водой. В районе поселка река опять разбивается на протоки. Мели, перекаты.
Река собирается в одно русло и вскоре ее пересекает подвесной мост √ это ориентир Верхних Волчьих Ворот.
За мостом через 100м мощная шивера со сливами с каменных плит. В правой части русла скальные обломки темного цвета.
Через 100м чалка к отмели ПБ для просмотра порога. От места чалки начинается заходная шивера. Далее река входит в скальный коридор. На КрПП основной порог. Крупные камни желтого цвета у ЛБ. В большую воду √ слив. В малую √ подводные и надводные камни, валы. Через 300м КрЛП в скальных воротах. Наверху ж/д мост. В большую воду возможен навал на скалу ПБ.
В пос.Нов.Режет ж/д мост через реку. Затем река разбивается на протоки. Далее перекаты и шиверы, иногда со сливами и валами.
Затем шивера на ЛП с крупными камнями у ЛБ.
После нее через 300м КрПП с сильным прижимом к ЛБ. Это ориентир каскада Нижние Волчьи Ворота. За прижимом через 100-150м чалка к ЛБ. У берегов и в русле появляются огромные камни светло желтого цвета.
Каскад Нижние Волчьи Ворота. Общая длина 1км, пять ступеней.
1-я ступень:
Через 200м после стоянки. У ЛБ огромный скальный выступ перегораживает половину русла. В центре русла огромный надводный валун. Проход справа. Через 5-7м второй валун в центре русла. Проход возможен как справа, так и слева. В конце небольшой навал на скальный обломок у ЛБ.
2-я ступень:
Через 100м после первой. Гряда надводных и подводных камней через все русло. В правой части русла огромный надводный валун. Слева от него два узких слива. Справа трек с навалом в конце на камень у ПБ.
3-я ступень:
Река входит в скальный коридор. От места чалки за второй ступенью начинается заходная шивера на ПлЛП. ЛБ √ бом. Через 80м косая бочка через всю реку. Основная часть у ПБ. Затем три ряда сливов с валами и бочкой у ПБ в конце в самих ⌠воротах■. Затем 100м плеса в скальном коридоре.
4-я ступень:
За КрЛП. Мощный слив в сужении русла около 0,5м высотой. За сливом через 4м крупный камень по центру русла. Основная струя идет справа. Далее несколько подводных и надводных камней. За порогом плес около 300м.
5-я ступень:
Мощная шивера на ПП. Навал на скальный обломок у ЛБ. На выходе у ЛБ бочка. Далее река делает КрЛП. В конце поворота шивера.
Далее за ПП шивера. Затем через 300м мощная шивера на КрПП. Большой скальны обломок в правой части русла делит реку на две протоки. Левая мелкая, на выходе прижим к ЛБ. Правая узкая со сливом в конце.
Далее мелкие шиверы и перекаты.
В ст.Черниговской затопленные сваи у ЛБ. Далее до ст.Самурской простые шиверы.

  1. ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ.

(первый день)
Поезд прибыл в 4-30 утра. Выезжавшие на день раньше гонцы встретили нас уже с лодками (багажное отделение г.Краснодар работает с 8-00 до 17-00, поэтому два счастливых обладателя п/э каяков отправились заранее). Без приключений не обошлось - заказанный из Москвы автобус был на месте, но один. Но при этом счет был выписан за два автобуса. Шофер делал вид, что не знает куда подевался второй и очень надеялся впихнуть всю школу в один несчастный ⌠Икарус■. Но когда подтянулись все 49 человек со всем барахлом и пятью лодками, он испугался и побежал звонить диспетчеру. Через час ⌠нарисовался■ второй автобус. Распихали рюкзаки и пр., расселись сами, затарившись предварительно пивом и пирожками, и в 6-20 выехали.
В 8-20 прибыли в Апшеронск. ⌠Матрица■ (местное название узкоколейного поезда, видимо искаженное слово моториса - вагон совмещенный с тепловозом, используемый на узкоколейных линиях), также заказанная из Москвы по телефону, уже ждала нас. К мотовозу были прицеплены два ⌠шикарных■ пассажирских вагона, созданных, видимо, еще в период расцвета советского производства (года так 40-е - 50-е), и столь же прекрасный грузовой вагон. Все это сооружение могло бы украсить любой исторический или краеведческий музей. Впрочем, все это вполне исправно и хорошо служит своим целям. Погрузились и около 9-00 тронулись в путь. ⌠Матрица■ развивает скорость до 10 км/ч, поэтому путь до п.Отдаленный занимает около пяти часов.
Около 14-00 нас высадили перед мостом через Пшеху в п.Отдаленный. Во время весеннего паводка подмыло опоры моста и, поэтому, ⌠Матрица■ с вагонами на другой берег не ходит. Выгрузили барахло и отправили гонцов в поселок искать ⌠Урал■, чтобы заброситься по дороге как можно выше. Минут через 20 ⌠Урал■ был пойман. Погрузили на него вещи и нескольких человек сопровождения, а остальные отправились пешком. Дорога идет через поселок, потом вброд через р.Тугупс, и поднимается в горы. Примерно через 4 км от поселка дорога вдоль реки заканчивается, там и были выгружены наши вещи. Выслали разведчиков и они нашли неплохое место для стоянки (для всей школы) примерно в 1-1,5км выше по течению Пшехи. Тропа сначала шла по лесу, но затем спустилась к реке и пошла по камням. Местами она осложнена упавшими деревьями. После небольшого порожка на локальном левом повороте реки тропа уходит в заросли рододендрона и поднимается на большую полку в 30м от воды. Перетащились в две ходки √ за п/э лодками и рамами от катамаранов пришлось сходить отдельно. Были на месте около 18-00. Пообедали и начали стапель.

01.05.2001г. (второй день)
Завтрак в 8-00. Стапелимся. К середине дня основная масса судов была готова и после обеда вышли на воду. Выше лагеря (в конце полки) есть спуск к воде, правда довольно крутой. Внизу на плавном левом повороте несколько небольших шивер с расстоянием между ними около 50м. В конце левого поворота порожек. Перед поворотом √ бревно через всю реку, однако, возможен проход под бревном у левого берега. Потренировались на шиверках, отработали траверс, заход-выход из улова, провели занятия по метанию спасконцов. Затем отправились на прохождение порожка.
Страховку организовали с левого берега спасконцами и с воды катамараном из огромного улова у правого берега. Собственно, в это улово и так замывается большая часть предметов, плывущих по реке. Сначала проходили под левым берегом, в обход двух первых сливов, проходя третий слив по краю ⌠языка■. Катамараны сразу проходили по центру, цинично давя все сливы и бочки, на которые с ужасом смотрели каякеры. Все байдарки прошли успешно, за исключением одного ⌠Тайменя■, который зашел слишком слева и выехал носом на береговую скалу. Нос оказался на берегу, а корма аккуратно застряла в бочке. Постояв так немного, они все-таки выбрались на ровном киле. Кильнулся один каяк и каноэ. Затем народ осмелел и начали проходить на байдарках по центру. Тут стало повеселее √ участились перевороты. Все и вся были выловлены катамараном или ⌠морковкой■, ниже по реке никто не ушел.

02.05.2001 (третий день)
Завтрак в 8-00. Первое отделение (Ильи Култаева) вышло на сплав в 10-30. Остальные около 11-00 с небольшими интервалами. От места стоянки идут шиверы через каждые 50-100м. Примерно через 500м мощная шивера на крутом правом повороте с навалом на камень в правой части русла. Проходили после разведки. Первым прошел катамаран и встал на страховку, затем остальные суда. Все прошли под правым берегом. Один из каякеров решил обойти камень с навалом слева, но в результате крепко сел на обливной камень и долго с него сползал.
На подходах к п.Отдаленный начинаются разбои, в которых возможны завалы. Далее река собирается в одно русло. Несколько мощных шивер. Все шли сходу, подстраховывая друг друга с воды. У моста в поселке были в 13-50. Встали на стоянку в 14-20 на подходах к п.Верхние Тубы на правом берегу (точнее, острове с мелкой и узкой правой протокой) сразу за перекатом, заканчивающимся несильным навалом на черную скалу левого берега. Отделение Култаева встало чуть раньше на левом берегу выше скалы. Но там было место только на одну группу.
Отделения Гали Чигиревой и Шурика Юренева в этот вечер нас не догнали. Как потом стало известно, из-за большого количества пробоин и поломок на ⌠Тайменях■ они шли медленно и на ночевку встали только в 21-00 в 500м ниже моста в п.Отдаленный на правом берегу.

03.05.2001 (четвертый день)
Завтрак в 8-00. Идет дождь. Вышли на сплав в 11-00. В 100м от стоянки небольшой перекат на левом повороте, в конце которого лежал большой комель дерева с завалом на нем. Все по-очереди ходили смотреть на него, планировали прохождения. Только Влад Муквич не пошел. Садясь в байдарку он спросил: ⌠Так где там корень лежит, справа или слева?■. Сразу последовал ответ: ⌠По центру!■. Влад отчалил и четко наехал на корень. Он и матрос благополучно выбрались из байдарки и вылезли на берег. А вот ⌠Таймень■ остался там. Вынимали его силами двух отделений около 30мин. Вытащив его на берег, обнаружили что продолжать сплав на этом нельзя, а ремонт возможен только в Москве. Байдарку разобрали, экипаж и вещи погрузили на катамараны и в 11-35 продолжили сплав.
На реке опять начались разбои, мелкие шиверы. Одна мощная шивера на левом повороте с навалом на камни у правого берега. Видна издалека по крупным камням в русле. Правый берег √ выходы скал. Проходили с просмотром и страховкой катамараном с воды. В 12-50 были у газопровода (труба высоко над водой). Далее мелкие шиверы и перекаты.
В одном из перекатов каякера из группы Юли Бронер навалило на камень и сломало кильсон в каяке. Когда он сполз с камня, его затащило по нависающую над водой березку и кильнуло. Выбрался на следующую каменистую отмель. Сплыли еще 50м, собрали все отделение вместе и встали на обед и ремонт в 13-50 в районе пос.Нижние Тубы. Отделения Култаева и Лебедева ушли вперед.
В 16-10 восстановили каяк и двинулись в путь. В 16-35 проплыли подвесной мост √ ориентир Верхних Волчьих Ворот. Примерно через 100м мощная шивера со сливами с каменных плит. Просмотрели и пошли. Катамаран и байдарка проходили справа. Каяки и каноэ заходили слева, затем направо и в конце шиверы опять налево. После шиверы через 100м чалка на галечную отмель правого берега для просмотра Верхних Волчьих ворот. С отмели в лес поднимается лесовозная дорога, по которой можно дойти до конца каньона. От места чалки начинается заходная шивера. В нашу воду можно было зачалиться и за ней на оконечности отмели. В большую воду это сделать трудно. В 17-00 вышли на просмотр Верхних Волчьих с ⌠морковками■ и фотоаппаратами. Из-за низкого уровня воды порог ничего особенного не представлял √ ярко выраженного слива не было. Все-таки поставили страховку спасконцами с правого берега, и было решено, что первым пройдет катамаран и встанет на страховку с воды. Проходили тройками √ первыми шли кат, каяк и каноэ с интервалом в 5 мин, затем ⌠Таймень■ и два других каяка. Все прошли успешно. Основную сложность в прохождении представляла заходная шивера из-за обилия камней. В конце каньона над рекой виден железнодорожный мост.
В 18-30 двинулись дальше. Продолжаются мелкие шиверки. В 18-50 прошли железнодорожный мост в п.Новый Режет. В 19-00 встали на ночевку на острове за поселком, где уже стояло отделение Валеры Лебедева. Отделение Ильи Култаева ушло вперед на стоянку перед Нижними Волчьими Воротами.
Группы Гали и Шурика в этот день также не появились. Из-за утреннего дождя осложнился и затянулся ремонт байдарок. Вышли в 12-50. В 13-00 прошли место, где ночевали другие отделения. Галино отделение ушло вперед, предварительно договорившись с Сашей Юреневым о совместном прохождении Верхних Волчьих Ворот. После чего, один из ⌠Тайменей■ Саши налетел на тот же корень, что и Влад. Байдарку отремонтировали, но ремонт занял довольно много времени. Галино отделение встало на ночевку в 18-00 на левом берегу в 100м от начала Верхних Волчьих. Сашино отделение туда не вышло.

04.05.2001 (пятый день)
Завтрак в 8-00. Опять идет дождь. В 10-50 вышли на сплав. Характер реки остается прежним √ шиверы, перекаты. Шиверы иногда со сливами и высокими валами. Затем мощная шивера на левом повороте с крупными камнями у левого берега. После нее через 300м крутой правый поворот с сильным прижимом к левому берегу. Это ориентир Нижних Волчьих Ворот. После него примерно через 100-150м чалка к левому берегу. В русле и у берегов появляются огромные скальные обломки светло желтого цвета.
Зачалились в 12-00. У места чалки стоит группа Ильи Култаева. Есть еще стоянки в конце каскада порогов. Разгрузили суда и с вещами пошли туда. Одно отделение (Лебедева) встало на нижней стоянке, прямо у воды. Места там мало, поэтому другое отделение устроилось в лесу выше железной дороги. Там течет ручей и проблем с водой не было. Потихоньку обнесли все вещи, поставили лагерь, пообедали. После обеда просмотрели весь каскад порогов, спланировали места постановки страховки. Вечером еще осталось время на стирку и помывку, благо вышло солнышко.
Группа Култаева и Харькова начала прохождение каскада.
Отделения Саши и Гали опять нас не догнали. С утра у них опять ремонт байдарок под тентом (от дождя). Т.к. Сашино отделение не пришло на ночевку у Верхних Волчьих, их решили ждать до обеда. В 14-00 они все-таки дошли. После обеда совместное прохождение порога с просмотром, расстановкой спасконцов и фотографов, а также с напоминанием как бороться с валами. Первыми проходил инструкторский катамаран, затем три сильных экипажа байдарок, далее все подряд, согласно обговоренной очередности. Ночевали также на большом острове ниже поселка Новый Режет. Встали на ночевку в 18-30 и ремонт почти все успели сделать в тот же день.
С вечерней ⌠Матрицей■ приехали ⌠наши■ люди с соревнований на Белой. Счастливые и довольные с медалями, гостинцами и рассказами о страшных двухметровых сливах. В честь этого вечером была несколько превышена обычная тридцатиграммовая норма. В общем, отпраздновали их победу и воссоединение.

05.05.2001 (шестой день)
Позавтракали в 9-00. В 10-10 вышли на прохождение каскада. В 10-35 начали обработку первой ступени. Поставили страховку спасконцами с левого берега. Первым шел катамаран. Прошли справа от надводных валунов в центре русла и встали на страховку у правого берега. ⌠Таймень■ также шел справа, а каяки и каноэ уходили в тень первого валуна, а второй обходили слева. Все прошли без аварий. В отделении Култаева в первой ступени кильнулся каякер, но ⌠встал■.
Примерно через 100м вторая ступень. Перенесли спасконцы (также с левого берега). Проходили в той же очередности, что и первую ступень. Катамаран шел по левому треку, обходящему центральный надводный камень. Зачалился у правого берега для страховки остальных. Байдарки и каяки проходили по левому узкому прямому сливу. В центральном сливе, наиболее удобном для прохождения, лежало дерево. Все прошли успешно. Однако, после второй ступени довольно сложная чалка и ⌠Таймень■ пришлось ловить. Итди третью ступень без страховки им не хотелось, поэтому они все-таки зачалились, но уже на камнях заходной шиверы.
Прохождение двух ступеней закончили в 13-00. Дежурные отправились готовить обед. В это время поставили спасконцы после третьей ступени. Страховку ставили непосредственно в ⌠воротах■ на скалах левого берега. У правого берега есть неплохое улово в скалах, пригодное для постановки катамарана на страховку.
В 12-30 у верхней стоянки зачалились отделения Гали Чигиревой и Саши Юренева. На стоянку они встали в конце каскада в лесу выше железной дороги. В этот день они не проходили пороги.
После обеда вышли на прохождение третьей ступени. Т.к. место страховки закрыто от начала сплава скальным бомом, один из каякеров перечалился на правый берег и сигналил оттуда о готовности тех и других. Первым шел катамаран. Прошли по основным бочкам и встали в улове в скалах. Затем проходили остальные. Каяки проходили косую бочку слева, простреливая ее в улово у левого берега. ⌠Таймень■ пошел (или его снесло) по основным бочкам и валам. Косую бочку они прошли хорошо, а затем, попрыгав по валам, они зашли в бочку в ⌠воротах■ и кильнулись. Экипаж благополучно поймал ⌠морковки■, катамаран подтолкнул байдарку к берегу и все были спасены. Остальные прошли без аварий.
На прохождение четвертой ступени пришли одновременно с отделением Култаева и Харькова. Поставили совместную страховку √ спасконцы с левого берега. Катамараны обоих отделений прошли первыми и встали на страховку в уловах правого берега. Большая часть судов проходила бочку справа, обходя справа камень за бочкой. Один из каякеров пошел слева, где бочка кажется меньше, и кильнулся, т.к. струя идет справа, а слева за бочкой практически стоячая вода. Он отстрелился и был выловлен ⌠морковкой■. Проход справа осложнен сбойкой с уловом за камнем у правого берега. Там ⌠залегли■ еще пара каякеров (но встали) и ⌠Таймень■. Экипаж выбрался без проблем, а вот байдарку повредило об камень в центре русла. Их вытащили катамаранами на правый берег, где они отлились, отдышались и перечалились на левый берег. Байдарка требовала ремонта, и поэтому дальше они не пошли.
Тем же способом, что и на предыдущих ступенях организовали страховку на пятой. Прошли успешно. После шиверы за левым поворотом зачалились у лагеря. Прохождение всех ступеней закончили в 19-00.
В это время вода начала на глазах темнеть и подниматься. Видимо, в верховьях прошли сильные дожди. Примерно за час вода поднялась более чем на 0,5м и стала темно коричневой.

06.05.2001 (седьмой день)
Завтрак в 9-00. Вода упала и опять достигла вчерашнего уровня (но не цвета). В 11-00 начали прохождение четвертой ступени каскада. ⌠Таймень■ не участвует в прохождении из-за ремонта.
Отделения Гали и Саши вышли на прохождение первых двух ступеней. В первой ступени у Саши ⌠залег■ один из ⌠Тайменей■. Экипаж спасконцами вытащили на берег, а вот байдарку поймать не удалось. Она прошла все ступени и ⌠забилась■ в завал у правого берега перед последней шиверой. После этого ее долго вынимали силами всей школы. То, что удалось достать, уже трудно было назвать байдаркой (правда, шкура сохранилась).
Мы до обеда прошли четвертую и пятую ступени. Обошлось без аварий.
После обеда в 16-00 вышли на прохождение всего каскада с начала в составе катамарана двойки, пяти каяков, каноэ и двух ⌠морковочников■ (из разных отделений). Первым все проходил катамаран и страховал ⌠мелкую посуду■. Первую точку страховки сделали сразу за второй ступенью. Прошли практически без килей. Только в пятой ступени кильнулось каноэ, но было вытащено каяком на правый берег. Сплав закончили в 18-00.
Когда проходили четвертую ступень, мимо проплыла красивая синяя байдарка, но вверх брюхом. Рядом с ней шел катамаран, изредка начиная толкать ее к одному из берегов. После четвертой ступени они еще раз потолкали ее, потом, видимо устав, зачалились и проводили байдарку печальным взглядом. Следом проплыл Сергей Харьков на каяке, высказал катамаранщикам, что он думает об их действиях (причем довольно громко) и исчез за пятой ступенью. Байдарку выловили внизу около стоянки группы Лебедева. Как оказалось, отделение Култаева и Харькова проходило вторую ступень. Байдарка шла по правому треку. В конце порога они наехали на камень и кильнулись. Экипаж выловили ⌠морковками■, а спасение байдарки мы и наблюдали.

07.05.2001 (восьмой день)
Завтрак в 9-00. Экипаж отремонтированного ⌠Тайменя■ решил пройти пятую ступень. В 11-00 поставили страховку. ⌠Таймень■ прошел успешно и зачалился за шиверой у лагеря. Загрузились и в 12-55 вышли на сплав. За правым поворотом шивера. Затем примерно через 300м мощная шивера на крутом правом повороте. Большой обломок скалы делит русло на две части. В левой мелкий перекат с прижимом к левому берегу в конце. Правая протока узкая со сливом в конце. Все, кроме ⌠Тайменя■ шли по правой протоке. ⌠Таймень■ прошел по левой и успешно ушел от прижима. Далее идут мелкие шиверы и перекаты.
Примерно через 40 мин. сплава дошли до ст.Черниговской. После несильных прижимов сначала к левому берегу, а затем к правому, река выходит на прямой участок, в конце которого виден поселок и подъемный кран. Здесь надо чалиться для выброски из ст.Черниговская.
После ст.Самурская река делает правый поворот. Здесь чалка для просмотра порога. Проходили со страховкой катамараном с воды.
В это время погода начала портиться (с утра было солнечно и жарко), небо затянуло тучами. Начал греметь гром и сверкать молнии. У нас дождь так и не состоялся, а вот в верховьях Пшехи видимо прошла сильная гроза. Вода на глазах начала подниматься и становиться грязно коричневой. Когда поплыли сучья и ветки, было принято решение вставать на стоянку. Встали около 16-00 за п.Новые Поляны.

08.05.2001 (девятый день)
Завтрак в 8-00. В 10-30 вышли дальше. Вода опять упала до прежнего уровня. Сплав сложности не представляет, особого интереса, впрочем, тоже. Встречаются мелкие перекаты и шиверки. Временами река разбивается на протоки, в которых возможны завалы.
Около 12-30 подошли к г.Апшеронску. Примерно в 14-00 прошли город и встали на обед. В 15-50 вышли дальше.
Река приобрела равнинный характер, скорость течения стала меньше. Без приключений дошли до ст.Пшехская. Встали на стоянку в виду поселка около 18-30. Разобрали суда и развесили сушиться барахло.

09.05.2001 (десятый день)
Встали в 6-00. Позавтракали, собрали вещи. Все покрыто росой, поэтому просушиться не удалось. Автобусы заказаны на 10-00 утра. В 8-00 вышли. До центральной площади около трех километров. К 9-30 все подтянулись. Автобусы уже были на месте, причем оба. Загрузились и в 10-00 выехали.
До Краснодара ехали около 2,5 часов. Разгрузились и перенесли вещи в здание вокзала. Распределили дежурства с вещами и разошлись по своим делам. Счастливые обладатели полиэтиленовых лодок отправились в багажное отделение. Процесс отправки багажа затянулся на два часа (сдать багаж можно с 13-00 до 16-00). Остальной народ занялся покупкой продуктов в поезд, поисками разливного вина и просто осмотром достопримечательностей. На вокзале есть душ, правда вода была только холодная. Здраво рассудив, что их холодная вода все равно теплее Пшехской, многие воспользовались возможностью помыться.
Наконец пришел наш поезд. Мы загрузились в вагон (все в один), к несказанной ⌠радости■ проводников и отправились в путь домой.

  1. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Пшеха показала себя прекрасной рекой для зачетного похода водной школы. Препятствия распределены довольно равномерно по всему маршруту. При начале сплава ниже слияния с Пшехашкой, сложность препятствий нарастает постепенно. В зависимости от уровня подготовки река может быть пройдена на разных типах судов √ от каяка до катамарана.
Во время весеннего половодья в Подмосковье были проведены два тренировочных выхода √ на р.Пахра (п.Володарского) и р.Волгуша.