Доверьте взыскание по договору подряда профессионалам в Москве.

Шавла-Аргут-Катунь

Сначало небольшое лирическое отступление. Можно долго рассказывать о красотах Алтайской природы, о какой-то мистической красоте Шавлинских озер, о самом маршруте, где пришлось сплавляться по трем абсолютно разным по своему характеру рекам. Но что больше всего меня поразило - на Алтае в августе нет комаров и мошек!

Еще одно отступление. Данный дневник вела Юлька на всем протяжении похода, но я в него внес несколько своих правок, выражающих мое мнение, официальный отчет (который устроил всех) был мной отправлен в библиотеку Мошкова. На моей же странице лежит вариант, где события описаны с моей точки зрения.

Распределение по судам:
Красная четверка:
Лебедев Валера - капитан
Кузнецов Антон
Усачев Костя
Киселева Света
Синяя четверка "Голубой Дунай":
Казаков Алексей - капитан
Кузнецов Андрей
Михайлов Дима
Рыбин Денис
Двойка "Тритон":
Медведев Роман
Бронер Юля
Черная двойка:
Бабанова Маша
Волков Сергей


13.08.99
Поезд ╬36 Москва-Барнаул.

16.08.99
Прибыли в Барнаул в 6:05 по Москве (9:05 местного). После непродолжительной разведки решили в Бийск ехать автобусом. Ближайший автобус на Бийск отправлялся в 10:00 по местному времени. Автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом. Сделали звонок водителям машины, с которыми договорились еще в Москве.Через три часа были в Бийске, в условленном месте, где нас ждал ГАЗ-66. С машиной договаривались еще из Москвы, было проверено несколько разных вариантов, как выяснилось мы выбрали лучший. Ребята, которые нас везли сами туристы-горники, потому прекрасно знают все местные перевалы и дороги. Когда они нас везли было видно, что у них самих есть неких спортивный азарт - насколько далеко они могут нас завести на перевал.Потом сама машина была их собственная, т.е. они не являются посредниками. Телефоны в Бийске:(3854) 31-25-81, 29-13-79, 71-76-45 Наумов Константин.
Из Бийска отъехали в 13:00. По словам водителей ехать примерно 12 часов, не считая остановок на отдых и еду. Решили ехать с таким расчетом, чтобы у поворота с Чуйского тракта быть на рассвете. На обед остановились на берегу Катуни в курортной зоне. Ужинали уже в сумерках. У какого-то ручья на Чуйском тракте. Ночью пытаемся спать на рюкзаках. С каждого борта машины в фургоне умещалось по 6 человек. Пьем пиво, поем песни. Почему-то песня А.Городницкого "На материк, на Магадан" стабильно "вызывает" гаишника. Причем не дух, а вполне материальное тело, жаждущее денег. После третьего раза, от попытки допеть эту песню до конца пришлось отказаться. К повороту с Чуйского тракта в горы (п. Чибит) подъехали в 5:00 утра.

17.08.99
Ждем рассвета, "спим". В 7:00 рассвело и мы начали "вездеходную" часть заброски. В 8:00 остановились на завтрак за мостом через Чую. В 10:30 поехали дальше, прихватив 6 рюкзаков и одного человека из группы горников, которая повстречалась нам на берегу Чуи. Дорога идет круто вверх, траверсируя склон, чтобы забраться на плато. Сидеть уже не можем, поэтому при каждой возможности народ идет пешком рядом с машиной (благо скорость позволяет). На подходе к перевалу дорога петляет, временами теряясь в болоте. По дождливой погоде там вряд ли возможно проехать. К перевалу дорога огибает справа отрог хребта и за поворотом начинается подъем. У начала подъема в лесной зоне избушка пастуха. Седловина перевала широкая. С правого края седловины на вершине хребта скальные останцы. Слева белый квадратный скальный останец, напоминающий небольшой замок с башенками. На перевале нет ни дров, ни воды. Хотя если немного вернуться назад, то граница леса и начало ручья недалеко. На перевал въехали в 14:00. Пообедали за куском скалы на перевале (воду и дрова привезли с собой). С перевала хорошо просматривается долина болот Ештык-Коль и прямо на другом конце долины (на западе) уходит долина р.Шабаги. Справа от нее огромная круглая гора. Вышли в 16:15. Тропа идет в начале строго на юг по краю котловины, обходя болота, затем поворачивает на запад. Примерно через 30мин хода тропа выходит на берег р.Ельтускан, брод (по камням) затем до стрелки с р.Шабагой тропа идет по ПБ ручья Ельтускан. В месте слияния брод на ЛБ Шабаги (по камням). Идем по графику. Первое место для стоянки на р.Ильтускан (два левых притока). К первому притоку идут два крутых подъема (две ступени), а затем крутой спуск с отрога хребта. Мы ночевали у первого ручья. ЧХВ от перевала 2:50. На стоянку встали (первые пришедшие) в 19:30. Последние подтянулись к 20:30. От перевала до места ночевки тропа хорошо набитая.

18.08.99
Подъем в 8:00. Завтрак в 9:30. Вышли в 10:15. Было решено нести вещи в две ходки, т.к. несли с собой две дюралевые рамы для двоек и продолины для одной четверки. От стоянки продолжается спуск. Через 10мин вышли ко второму ручью. По обоим берегам хорошие места для стоянок. Через 40мин ЧХВ вышли на поляну стоянки на берегу Шабаги, от которой отходят 2 тропы - верхняя и нижняя. Нижняя чуть короче, но по дождливой погоде может быть затоплена. Через 15мин после крутого спуска тропа выходит на поляну стоянки вдалеке от реки, от которой расходятся тропы на Шавлинские озера (левая) и на стрелку Шабаги и Шавлы. Идем по правой тропе, которая спускается к Шабаге и идет вдоль нее. Через 15мин хода тропа выходит на стрелку Шавлы и Шабаги. Место стапеля. Первые вышли в 13:30. Пока готовится обед часть группы пошла за оставшимися вещами. После обеда отобрали сплавные вещи и лишние продукты и спрятали их в лесу в камнях. В 18:00 вышли на верхние Шавлинские озера. Вернулись по тропе назад до поляны с развилкой и пошли по натоптанной тропе на озера. Тропа хорошо набита, потерять ее сложно, сначала идет по болоту. В сырую погоду будет залита водой. До первого небольшого озерца шли 1:10 ЧХВ. Пришли туда около 20:00. Вдоль тропы регулярно попадаются стоянки. Скоро стемнеет, но было решено дойти до верхнего озера. После поворота долины реки влево (по ходу) тропа забирает круто вверх, стоянок нет. В 21:00 стемнело. Нам повезло - луна освещала тропинку. В 22:30 вышли на верхнее озеро. ЧХВ от озерца 2:00. На большом озере стоит куча народу - горники, пешеходники и другие отдыхающие. С трудом нашли незанятую поляну. Дрова в темноте найти трудно, лес в основном лиственничный.

19.08.99
Завтрак в 9:00. Собрались и в 11:00 вышли на озера. Тропа набитая, видна хорошо. По берегам озера стоят 5-6 групп пешеходников и горников. До верхнего озера шли 1:10 ЧХВ. Среднее озеро, как каменная чаша с голубой водой. Уровень воды был очень низкий - на 10 м ниже обычного. Среднее озеро от Верхнего отделяет островок и плотина из огромных камней. Пообедали и прогулялись вокруг Верхнего озера. Некоторые купались, а потом бегали с фотоаппаратами за мышами-пищухами. В 18:00 тронулись обратно. Примерно через 1 ч ЧХВ встали на ночевку на Нижнем озере у впадения ручья.

20.08.99
Завтрак в 8:00. Искупались и вышли в обратный путь на стрелку Шавлы и Шабаги в 9:30. ЧХВ примерно 3 часа. На место стапеля пришли в 13:30. Запрятанные вещи нашли довольно быстро - все в целости и сохранности. После обеда начали стапелиться. Владельцы дюралевых рам к вечеру собрались. Леса для деревянных рам поблизости нет - пришлось переправляться через Шабагу, где у подножия горы растут березы.

21.08.99
Стапель. Сходили на просмотр к началу шиверы Зета (15:00-18:00). Порог Пунктир завален деревом - обнос данного участка порога (сразу за камнем Артыбаш).


22.08.99
Завтрак в 8:00. С 10:00 до 13:00 обнос вещей до шиверы Зета и просмотр участка сплава. Обед на старом месте. В 15:00 начали сплав. Место первой чалки за скалой Артыбаш на пороге Пунктир. До камня Артыбаш пришлось обнести бревно, перегораживаюшее всю реку в 200м от места стапеля. В 15:30 первый катамаран отчалил и через 10 мин сплава с двумя обносами зачалился за Артыбашем. Обнос завала в Пунктире. В 18:00 начало прохождения порога Эшафот. Страховка за основными сливами перед ЛП и на месте чалки за Л и ПП реки. Первой проходила тритоновская двойка На заходе зацепили баллоном "зуб" в сливе - развернулись, зачалились в улово ПБ и затем продолжили сплав. Однако, в конце порога зацепили носом бревно, торчащее из завала, и вышли из порога кормой вперед (да, вобщем первое прохождение было "не очень"). Затем развернулись, ушли от прижима на ЛП и благополучно зачалились к ПБ. Черная двойка и красная четверка, под впечатлением первого прохождения, прошли чисто. Синяя четверка ("Голубой Дунай") задела камень и их раскантовало кормой вперед. На выходе из первой ступени они, умело используя подвернувшиеся обливняки, развернулись носом по течению и, собрав последние силы, ушли от прижима. В 19-20 прохождение закончено. Оставив катамараны на месте чалки, двинулись на ночевку. Сегодня на сладкое чипсы (типа, круто!).

23.08.99
Завтрак в 8-00. В 10-00 вышли к судам и перечалились чуть ниже места ночевки. Решили дальше идти загруженными. Один человек с рацией ушел на просмотр до пор.Мономах. Завалов нет, шиверу Зета идем сходу. Первым пошел "Тритон". Перед Мономахом места для чалки мало. Разведчик просигналил и подстраховал на месте чалки. Остальных ловил экипаж "Тритона". Порог Мономах вопреки ожиданиям оказался значительно проще Эшафота. Начали прохождение до того, как подошло последнее судно. Первым шла двойка "Тритон". Прошли чисто, зачалились после выходной шиверы в правой протоке на ПБ на хорошей стоянке. Далее прошла черная двойка. Тоже без приключений. Затем шел "Голубой Дунай". В выходной шивере с навалом на камни ПБ они эти камни слегка переехали. Красная четверка села на камень в основном пороге, но быстро сошла и успешно прошла все остальное. Через 50м ниже стоянки крутой левый поворот и прижим к завалу на правом берегу. Это начало порога Трек. Пошел разведчик с рацией до следующей чалки. За левым крутой правый поворот и за ним основной слив в узких воротах. За сливом свисает с правого берега береза и верхушкой полощется в воде. Неприятно, но обойти можно. Через 30м за березой есть место для чалки на галечной отмели правого берега. Дальше начинается участок быстротока около 300м в разбоях у островов. Просмотрели на предмет завалов и пошли дальше. Затем крутой левый поворот, река растекается среди галечных отмелей. На них завалы. За крутым правым поворотом начало каскада Сувак. Встали на обед на левом берегу перед отмелями. Вокруг нетронутые кедры с шишками. Народ с увлечением занялся древнейшей профессией человека - собирательством. Капитаны катамаранов и все желающие просмотрели дальнейший участок сплава до пор.Калибр. На участке около 2 км пороги следуют один за другим. Чалка и место для стоянки на ЛБ есть после порога Тройной. Решили идти до впадения левого притока Кмурглу-Оюк (после пор.Калибр). Самое сложное место - пор.Тройной. На заходе лавировка между камней. После основного слива навал на полуобливной камень в центре струи. В пороге Калибр узкий слив между двух каменных глыб. Первой шла двойка Тритон. Прошли нормально и благополучно зачалились у стоянки на правом берегу, напротив притока. У стоянки участок спокойной воды и большое улово. Остальные суда страховали с воды с помощью первой двойки. Черная двойка прошла чисто. "Голубой Дунай" навалило на камень в пороге Тройной, но смыло. Красная четверка с трудом пролезла в габаритный слив порога Калибр. В 17-40 последнее судно зачалилось у стоянки. Ночуем здесь. Солнце еще высоко, что благоприятствует стирке и помывке.


24.08.99
Завтрак в 8-00. В 10-00 вышел разведчик с рацией на просмотр пор.Осыпь и шиверы за ним. В 10-30 вышел первый катамаран Тритон. Порог не очень впечатляет. Больше похож на мощную шиверу. Узкие сливы в каменных воротах, движение по основной струе. Правый берег ярковыраженная осыпь. После порога начинаются разбои вокруг островов. Шли сначала по левой протоке, затем у второго острова переход в правую протоку. После слияния проток и слабого левого поворота реки чалка у правого берега перед порогом Уйгур. Через 50м виден скалистый островок в середине реки. После островка впадение правого притока. Ручей маленький и плохо виден с воды. В нашу воду был пересохшим. Около 12-30 посмотрели порог и начали перечалку на левый берег чуть ниже притока. На 50м ниже есть еще одна чалка на левый берег. Обе двойки и Голубой Дунай зачалились в намеченном месте, а Красная четверка рано зашла на чалку, ударилась носом об камень и опять вышла на струю. Зачалились на второй чалке. Остальные разгрузились и перечалились туда же, ближе к основной плотине в 13-20. Сам порог очень красивый, но в низкую воду непроходим. На участке плотины узкие негабаритные проходы между каменных глыб. В единственном широком проходе торчит каменный зуб. Обнос по левому берегу. В конце порога на левом берегу хорошая стоянка. В выходной шивере несколько узких сливов в каменных воротах. До 15-40 обед и обнос основной части порога Уйгур. За время обеда разведчик просмотрел дальнейший участок реки до впадения левого притока Ак-Оюк. От стоянки на Уйгуре начинается порог-шивера с узкими сливами между камней. Дальше на протяжении 1,5км участок довольно сложных порогов и шивер, требующий просмотра. В пороге Батут заходной слив оказался перегорожен деревом. От места обеда обнесли вещи за Батут. В 16-36 отчалил первый катамаран на прохождение выходной шиверы Уйгура и шиверы-порога за ним. Чалка за правым поворотом к левому берегу на небольшом участке спокойной воды перед порогом Батут. За порогом чалка на левый берег и место для стоянки. Экипажи двоек обнесли первый слив (в котором торчало бревно), затем вышли на струю прошли второй слив с камнем "Батут" и сплавились до стоянки. Четверки провели весь порог. В 17-40 все суда были на стоянке за порогом Батут. Капитаны катамаранов отправились на просмотр порога Тушкем и шиверы за ним. За левым поворотом после Батута на правом повороте реки лежит огромное дерево с левого берега поперек реки. Струя бьет в его середину и проходит по самым веткам. У правого берега есть узкий проход. Решили не рисковать, а выбрасываться на отмель правого берега и протаскивать суда. Сразу за деревом с правого берега свисает несколько маленьких елочек, как раз на уровне головы гребца. Далее начинается порог Тушкем, довольно сложный, длинный и требующий предварительного просмотра. В 18-40 от стоянки за Батутом отчалил Тритон. Успешно преодолели дерево поперек реки и угреблись от елочек за ним. Все сложные места были пройдены хорошо, однако в выходной шивере Тушкема ударились об камень и собственной рамой пробили балон. Но это не помешало сплавиться до намеченной точки у впадения левого притока Ак-Оюк, дырочка была маленькая и балон не успел сдуться. Весь сплав от Батута до р.Ак-Оюк занял 10 мин. Черная двойка и Голубой Дунай прошли успешно, без аварий. Последней шла красная четверка. В одном из сливов порога Тушкем в правой части лежало бревно корнями вверх по струе. Все суда обошли его слева, а экипаж красной четверки то ли забыл об этом месте, то ли не договорились об ориентирах, и они сели точно носом одного балона в корни. Катамаран встал в сливе, к большой радости видеооператора. Дальше в течении 20мин шла упорная борьба экипажа с завалом. Народ выбрался на берег, чалку привязали к дереву и занялись разборкой завала. Экипаж четверки победил - завал был разобран и вытащен на берег, а катамаран был освобожден. В 20-10 они зачалились у р.Ак-Оюк. Стоянка не самая лучшая, но жить можно. Пока четверки проходили порог, балон Тритона был заклеен.

25.08.99
Завтрак в 8-00. В 10-00 командир с рацией вышел на просмотр порога Лесная труба. Экипаж Тритона заканчивает ремонт судна - осталось только вставить балон в шкуру и накачать его. Недалеко от стоянки за левым поворотом завал в разбоях. Есть проход по мелкой протоке. Далее порог особой сложности не представляет, завалов не было. Первыми вышли черная двойка и Голубой Дунай, однако, на первой попавшейся галечной отмели они зачалились (в первой трети порога у левого притока водопадного типа) и пропустили вперед Тритон. Чалились на отмель левого берега напротив глинистого обрыва на правом берегу. Дальше начинается участок шивер до впадения правого притока р.Баксара. Идем сходу, просматривая участки в пределах видимости. Первой идет двойка Тритон, как самое маневренное судно. Последние 2 км до Баксары сходу, без просмотра. В 12-50 чалка в устье Баксары. Долина реки расширяется. Вокруг горы, покрытые лугами. Баксара впадает несколькими рукавами, разделенными галечными отмелями. На правом берегу Баксары в ее устье находится охотничий домик и хозяйственные постройки. Все довольно новое, в хорошем состоянии. Домом явно регулярно пользуются. Еще 10мин сплава (без просмотра) до впадения левого притока Кара-Оюк. У впадения притока разбой вокруг каменистого острова и завал на нем. Основная протока правая. Зачалились у самого притока. В 13-20 встали на обед и просмотр порога за впадением Кара-Оюка. У притока проход по правой протоке. Затем за левым поворотом снова разбой вокруг острова. Необходимо уйти в левую, более узкую протоку. Т.к. широкая правая затем растекается на мелкие ручейки вокруг камней и впадает в левую через гряду камней. При слиянии проток слив в каменных воротах высотой около 1м. Далее идет выходная шивера. За левым поворотом река успокаивается. В 15-15 отчалила двойка Тритон. Успешно прошли порог и зачалились за левым поворотом на левый берег перед правым поворотом. Здесь неплохое место для стоянки. Дальше начались приключения. Черная двойка вышла на прохождение порога, но на заходе в левую протоку зацепила какую-то корягу и распороли балон поперек "от уха до уха". Еле успели зачалиться на остров. Красная четверка и Голубой Дунай перечалились к ним и начали ремонт. Экипажу Тритона по рации сообщили о случившемся, и они отправились на просмотр реки до пор.Кечу. Через 1,5 часа ремонт был закончен, о чем сообщили экипажу Тритона. Они вернулись к судну для подстраховки остальных. Черная двойка и Голубой Дунай прошли порог и зачалились на стоянке. Осталась только Красная четверка. Однако когда они отходили от берега под ними перевернулась каменная плита и раздался треск разрываемой шкуры. К счастью, балон не пострадал. Шкуру наскоро зашили и перечалились к остальным. В 18-45 группа воссоединилась, но продолжать сплав было нельзя и остались на ночевку на этой стоянке. Четверка занялась ремонтом. Остальные пользуясь наличием времени занялись заготовкой дров и вечером устроили огромный костер.

26.08.99
Завтрак в 8-00. В 10-00 отчалил Тритон. До порога Кечу одно неприятное место со свисающим в воду деревом и мощная шивера-порог. Ориентиры - левый поворот реки и перед ним селевой вынос с правого берега. В начале шиверы огромный треугольный камень посередине реки. Далее несколько сливов с мощными бочками в каменных воротах. После шиверы-порога прямой участок реки около 100м в конце которого русло расширяется. Впереди остров в центре реки, на котором многолетний завал. Это ориентиры порога Кечу. У левого берега большое улово. В 10-30 все суда зачалились у порога. Обе заходные протоки перегорожены бревнами. После долгого просмотра и обсуждений было решено перечалиться на остров и перетащиться по завалу, дабы прохождение порога начинать непосредственно с острова. Вещи обнесли по берегу до стоянки в конце порога. В 12-00 начали сплав. Красная четверка перешла на остров и подстраховала двойки при чалке. Сам порог состоит из двух ступеней. В первой горка с мощными сливами и бочками, обе протоки сходятся в одну у правого берега, узкую и с большим падением. Во второй ступени горка с прижимом к выступу скальной стены правого берега. Экипаж Голубого Дуная страховал в конце порога с берега с помощью "морковок". Обе двойки прошли порог и сменили страховщиков. Красная четверка дождалась на острове Голубой Дунай и помогла им зачалиться и перетащиться. Затем порог прошли четверки. В 13-07 прохождение было закончено. Через 50м на левом повороие начинается порог Боливар. Сливы с плит, расположенных в шахматном порядке. Мощные бочки за ними. Порог заканчивается на правом повороте у бома левого берега. В 13-15 отчалила первая двойка Тритон. В 13-30 все суда зачалились за бомом на левом берегу. Порог был пройден всеми судами чисто, без приключений. Остановились на обед. Река стала шире, мощнее. Появилось больше мест для чалок. В 15-00 вышли на сплав. Решили дальше идти без просмотра с сигнальным катамараном. Впереди идет Тритон, в случае опасности чалиться и сигнализирует остальным судам. Обнесли несколько завалов. Один из прижимов оказался довольно сложным. На крутом левом повороте струя бьет в завал у бома правого берега. Обе двойки слегка приложились к завалу, а четверки прошли чисто, уходя в тень камня у левого берега. Вскоре после второго прижима порог с завалом. Его ориентиры - плавный правый поворот и затем виден крутой левый поворот и бом на правом берегу. Порог просматривали. На левом повороте шивера с бочками и сливами. Затем легкий навал на каменную глыбу у правого берега с многолетним завалом на ней. После этого идет участок довольно спокойной воды, возможна чалка на левый берег. Прохождение осложнялось тем, что вечернее солнце светило в глаза. Первым проходил Тритон. Заходную шиверу прошли чисто, а около камня с завалом слишком сильно ушли влево и попали носом в улово за камнями у левого берега. Катамаран развернулся и зачалился в улове. Однако, экипаж быстро отработал выход на струю, и катамаран сплавился дальше. Остальные суда, учитывая ошибку первопроходцев, прошли чисто. Далее после правого поворота с бомом на левом берегу чалка перед порогом Лестница. В 17-00 зачалились для просмотра Лестницы. Просмотр порога по левому берегу. Перед порогом хорошее место для стоянки. Порог длинный, расположен на левом повороте и правом повороте за ним. В начале идут сливы с плит, напоминающих ступени огромной лестницы. В конце порога навал на треугольный камень в центре струи. Сплавляемся опять против солнца. Первым по традиции идет Тритон. Основной порог прошли чисто, а в конце опять перестарались и попали в улово у левого берега. Оперативно вышли из него и зачалились чуть ниже у левого берега для страховки остальных судов. Голубой Дунай повторил маневр Тритона на выходе из порога. Красная четверка и Черная двойка прошли успешно. В 18-30 закончили прохождение порога и двинулись дальше. Указанный в отчете 1995г. селевой вынос выден на левом берегу, но сплаву уже не мешает. До порога Неустроева шивера в разбоях у острова (шли по левой протоке), затем бом с правого берега, бом с левого берега. Чалились сразу за бомом на левый берег. Впереди виден левый поворот и высокий скальный бом на правом берегу. При низкой воде возможна чалка за левым поворотом в небольшом заливчике у левого берега, но она последняя и лучше ее предварительно посмотреть. В 18-50 все суда были у порога Неустроева. Оставили суда на месте чалки, а вещи обнесли на стоянку за порогом, где будем ночевать. Сам порог расположен на правом повороте. Правый берег скальная стенка, левый - крутая каменистая осыпь. Порог впечатляет - на участке около 70м перепад высоты 5м. Идет сплошной пенный поток. Прохождение отложили на следующий день. Стоянка удобная, обжитая, единственный недостаток - дрова вокруг стоянки уже давно собрали.

27.08.99
Завтрак в 8-00. В 10-00 начали просмотр порога и постановку страховки. Два спасконца поставили около лагеря, после выходной шиверы и бома правого берега. В 10-34 стартовал Тритон. Заход в порог под правым берегом на правом повороте затем в ворота по центру реки и дальше по центру по основной струе. В конце порога навал на камень в середине реки, уход от камня влево. Тритон прошел чисто и зачалился сразу за порогом у левого берега для страховки. Затем шла красная четверка и черная двойка. Также прошли чисто. Голубой Дунай зашел хорошо, но затем ушли далеко вправо, их нанесло на камень в центре русла и раскантовало кормой вперед. За порогом они развернулись и благополучно зачалились у лагеря. В 12-05 прохождение закончено, грузим вещи. В 12-30 отчалил Тритон. Дальше идем без просмотра, Тритон сигнальным катамараном. Остальные идут с интервалом в 5мин. За правым поворотом начало порога ╬42. Шли сходу, хотя может стоило посмотреть. Высокие валы, сливы. Река разбивается на две протоки вокруг острова. В левой протоке был завал. Правая протока уходит под прямым углом и заход в нее плохо виден с наплыва. Затем правая протока резко поворачивает влево у бома правого берега и на повороте крутой слив около 1,5м. Далее препятствия проще, река успокаивается. Впадают небольшие правые притоки Ачик и Караколь. Основную опасность предствавляют завалы, но река становится шире и небольшое судно может зачалиться практически в любом месте. Временами река растекается вокруг островов. Красная четверка не угреблась при уходе в одну из проток и была прижата к завалу на берегу. Капитан собрался встать и заглянуть поверх завала - что там? Не слишком сильное течение и хорошее настроение благоприятствовали этому. Голубой Дунай пытался их обойти, но не сумел и тараном выбил Красную четверку из завала. Капитан остался висеть на бревне, выступающем из завала. Ситуация была забавная и совсем неопасная, посему народ пришел в приятное расположение духа. Обе четверки продолжили сплав. По берегам идут бомы, которые затем перешли в осыпи. В 13-30 зачалились на отмель левого берега на обед. Сплав сходу оставил массу острых впечатлений. Светит солнце, народ загорает и стирается. В 15-15 отчалили дальше. Периодически попадаются завалы через всю реку, прижимы. Окружающая природа резко изменилась. Тайги практически не осталось. Горы покрыты лугами. Долина реки стала гораздо шире. Проплыли деревянный мост и ферму на правом берегу. После впадения правого притока Нижний Сайлюгем начались разбои с завалами. Местами река течет прямо через лес. Разбои продолжаются почти до впадения в Аргут. В 17-40 впали в Аргут. Река поражает своими размерами, скоростью течения и цветом воды (как цементный раствор). Встали на левом берегу Аргута чуть ниже впадения Шавлы на стрелке. Местность напоминает Среднюю Азию - лысые горы, редкие тополя и кусты облепихи вдоль реки и мутная вода. Вечером отметили успешное прохождение Шавлы.

28.08.99
Завтрак в 9-00. Светит солнце, народ лениво собирается. Перспектива сплава по Аргуту выглядит несколько пугающе, и никто не торопится. В 11-30 все-таки вышли. Идем один за другим, в пределах видимости, в прежнем порядке. Первый порог через 20мин сплава. Вода в реке мутно-серая, стоят грязные жесткие валы. При прохождении вала получаешь как-будто мокрым грязным полотенцем по лицу (по крайней мере на Тритоне). До Тихони все препятствия идем сходу. В каскаде Тихоня чалились два раза для просмотра - в середине и перед последним порогом на правом повороте. Выходной порог самый мощный. Две ступени. В первой огромный камень посередине реки. Сливы, бочки. Проход слева по валам. Вторая ступень за правым поворотом. В левой части русла слив через гряду камней, по центру высокие валы. Проход справа. Далее участок спокойной воды около 3км до порога Атланты. Горы отступают. В конце полки на правом берегу ферма. За ней на левом повороте начало порога Атланты. Чалка на левом повороте к галечной отмели в заливе у правого берега. Впереди виден каменный "атлант" и сужение русла в скальных берегах. Зачалились перед порогом в 14-30. Обед. В 16-20 пошли на просмотр. На первый взгляд, все идется. От основных бочек можно уйти влево. Но, когда подошли к выходной ступени, появились сомнения. При данном уровне воды под плитой с правого берега открылся просвет, в который уносится основная струя. У левого берега за каменным выступом жесткое улово и на его границе вспухает огромная поганка, забраться на которую, как показала практика, невозможно. Сначала от прохождения отказались двойки и их экипажи пошли обноситься. После долгих раздумий командир решил обнести и четверки. К 18-30 все вещи и катамараны за порогом на стоянке среди березок. В группе царит мрачное настроение. Некоторым очень хотелось пройти порог. Несколько человек поднялись на вершину хребта, чтобы "плюнуть с обрыва". Плюнуть не удалось, т.к. на сам край обрыва подойти нельзя, но они полюбовались шикарным видом на долину Аргута. Ходить по береговой террасе надо осторожно, т.к. в теплую погоду попадаются гадюки.

29.09.99
Завтрак в 9-00. Не торопимся, т.к. до Катуни осталось совсем немного. В 11-20 вышли. От места стоянки начинается шивера Дикая на плавном левом повороте. По всей ширине реки стоят беспорядочные пирамидальные валы. Линия движения неопределенная. Главное не попасть в улово за обливняками. Дальше идет порог Игольное ушко, шли сходу. При низком уровне воды порог не заметен и сложности не представляет. В сужении русла редкие валы и "поганки". Далее шивера Ленивая с пологими редкими валами. За левым поворотом прямой участок, в конце которого правый поворот. За правым поворотом начинается заходная шивера порога Ворота. Чалка к левому берегу для просмотра порога. Впереди видна Катунь - полоса яркоголубой воды. Сплав от места ночевки до порога занял 15мин. Порог Ворота представляет собой мощный слив в скальном сужении. За сливом участок хаотичных валов. За порогом огромное улово. Чалка к галечной отмели к левому берегу, откуда можно выйти на стоянку на стрелке Аргута и Катуни и музей туристских поделок. Порог проходится в любом месте, главное получше разогнаться. Первым шел Голубой Дунай, который встал на страховку в улове у правого берега. Затем прошли двойки и Красная четверка. Встали на стоянке с музеем. Сегодня полудневка, больше никуда не плывем. На поляне множество всяких штучек и фенечек, включая мотоцикл в натуральную величину, собранный из разных подручных средств (дерева, пластиковых бутылок и резины). Самые интересные экспонаты - аллея камней, на которых выбиты города, группы из которых здесь побывали, и даты, когда это было. Умельцы из нашей группы тоже сделали такую табличку. Погода начала портиться, временами накрапывает дождик. Тем не менее часть группы нагрев в канах воды, занялась помывкой. Некоторые прогулялись по окрестностям, поднялись на вершину хребта. Оттуда открывается замечательный вид на слияние Аргута и Катуни.

30.09.99
Завтрак в 8-00. Погода окончательно испортилась, идет мелкий дождик. Однако, на скорость сборов это не повлияло. Вышли в 10-45. До поселка Иня серьезных препятствий нет. Учитывая огромные расстояния на Катуни, ориентироваться по лоции совершенно бесполезно. Очень помогает схема реки с отметками через каждые 5км. Привязка к местности по поселкам и притокам. Примерно в 13-05 проплыли устье Чуи. В ней вода такая же грязная и мерзкая, как в Аргуте. В 14-00 пос.Иня. Реку пересекают два автомобильных моста - новый и старый. Сам поселок с воды не виден. В 14-15 встали на обед на левом берегу около Чуйского тракта. Отсюда уезжают Серега и Дима, у которых заканчивается отпуск. Они забирают черную двойку, а капитан двойки Маша пересаживается на Голубой Дунай. В 16-05 распрощались с отъезжающими и пошли дальше. Река спокойная, временами шиверы с небольшими валами. Прошли пос.Яломан с левым притоком Мал.Яломан и через некоторое время левый приток Б.Яломан. Встали на ночевку в 17-30 на правом берегу в большом заливе с песчанными пляжами. Дождь перестал быть мелким, а откровенно полил. На стоянке стол с лавочками и каркасом для навеса. Сегодня празднуем день рождения Юли. Завхоз слепил торт из заранее заготовленных подручных материалов. Спирт развели дождевой водой из тента, т.к. выглядит она гораздо приличнее, чем вода из реки. После "третьей" погода стала замечательной и, вообще, день удался.

31.08.99
Завтрак в 8-00. Вышли в 10-05. В 10-50 порог Ильгуменский. Левый поворот, у правого берега улово и песчанный пляж. В пороге берега скальные. Порог расположен на правом повороте. Сливы и валы до 2,5м. Пошли порог сходу, хотя стоило посмотреть и организовать фото и видеосъемку. Прошли слева, до поворота обошли основные валы, но за поворотом можно идти только по основной струе, по самым валам. Все получили море впечатлений, особенно экипаж двойки. Дальше спокойная вода. Примерно в 11-20 правый приток р.Кадрин и начало Кадринской трубы. На протяжении нескольких километров сужения в скальных берегах с валами 1,8-2м. Завершает трубу порог Мешок - большое озеро с поганками и перекрещивающимися струями. На выходе скальный остров посередине русла. Через 400м правый приток Кузюр (маленький ручеек). За левым поворотом видна галечная отмель на левом берегу и впереди скальное сужение - это порог Шабаш. Около 13-00 подошли к порогу и зачалились на правом берегу. Просмотрели первую ступень порога, расположенную на правом повороте. На заходе мощные бочки и валы до 1,5м в центре и стоячая бочка у правого берега. За поворотом в левой части русла высокие валы и бочки, по центру огромная пульсирующая бочка. Первой пошла красная четверка. Они планировали пройти под правым берегом, в обход основных валов. Однако, их закусило в тормозной бочке у мыса правого берега и они долго оттуда выбирались. Затем они вышли из бочки и зачалились между ступенями порога для страховки. Двойка Тритон заходила слева, по языку между двумя бочками, и затем уходила вправо в обход пульсирующей бочки. Маневр в целом удался, но уже в конце порога катамаран попал на сбойку струй и его раскантовало кормой вперед. Экипаж Голубого Дуная решил проехать по всем бочкам. Первую бочку они задавили. За поворотом они ушли чуть правее, чем хотели, но все равно попали в пульсар. Однако как раз в этот момент бочка пропала. Зачалились они несколько разочарованные. В 14-20 первая ступень пройдена. Остановились на правом берегу на обед. Вторая ступень через 300м после первой. Справа у берега бочка. Слева валы и бочки. По центру чистая струя в высокими валами, в конце порога пульсирующий вал, высотой до 2м. В 16-00 начали прохождение второй ступени Шабаша. Сначала были мысли уйти от пульсара в конце порога влево. Первой пошла Красная четверка. При попытке уйти влево их развернуло лагом и они проехали кормой по валам. Вырваться из основной струи не удалось. Экипаж Тритона не стал рисковать и, разогнавшись, они прошли валы и бочку. Голубой Дунай прошел по основным валам. В 17-10 двинулись дальше Голубой Дунай и Тритон. Командир на Красной четверке "сплыл" раньше, как только двойка прошла порог, со словами "дальше ничего серьезного". Как оказалось, скорость Тритона выше скорости четверок, даже при сплаве в режиме бревна. Поэтому, двойка оторвалась и пошла догонять первую четверку, разрыв с которой был уже в полчаса. Сначала действительно не было ничего серьезного, но после впадения Урсула (слева) и Сумульты (справа) начались пороги и шиверы с высокими валами и бочками за обливными камнями, требующие маневра по всей ширине реки. На участке от впадения Каянчи 1-й до Каянчи 2-й валы в шиверах достигали 2-2,5м. Взбираясь на вал в последней шивере экипаж двойки иногда мог наблюдать красную четверку, невозмутимо скачущую далеко впереди. В 19-00 зачалились в устье правого притока Каянча 2-я. "Двоечники" выползли на берег с круглыми глазами и песней "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой┘". Еще через полчаса подтянулся Голубой Дунай. В устье притока отличное место для стоянки. Еще чуть ниже по течению красивая стоянка в соснах.

01.09.99
Завтрак в 7-30. Вышли в 10-00. Двойка пытается держаться за четверкой, однако это не удается и она снова уходит вперед. Серьезных препятствий нет, хотя иногда в шиверах валы достигают 1,5м. Проплыли пос.Куюс. С воды он не виден, но через реку переходит ЛЭП и на правом берегу появляется дорога. Встали на обед в 13-30 на левом притоке Ороктой. Рядом старая паромная переправа. В 16-05 пошли дальше. Через 30мин сплава пор.Тельдекпень-1. Ориентиры: приток справа и впереди правый поворот. На повороте мощная заходная шивера с хаотичными пирамидальными валами 1,5-2м. Вперед пошла красная четверка, но к середине шиверы двойка начала догонять ее. При попытке уйти вправо, Тритон оказался на грани оверкиля. Но благодаря умелым действиям экипажа аварии удалось избежать. Двойка зачалилась за шиверой на правый берег, где большое улово и песчанный пляж. За левым поворотом каменные "ворота" - вход в порог. Четверки прошли сходу, экипаж Тритона посмотрел заход в порог. На заходе небольшой слив и валы за ним. Дальше в каменном коридоре идет череда поганок и воронок, возникающих в самых неожиданных местах. Струя переходит от берега к берегу. Экипаж Голубого Дуная решил получить впечатления по полной программе, они сложили весла и судно болталось и кружилось вместе с водным потоком. Двойка старалась удержаться носом вперед, что, впрочем, ей удалось. От конца первого Тельдекпня до второго около 10мин сплава. На заходе в порог скальные выходы с обоих берегов. У правого берега идет сухая протока. Тельдекпень-2 полностью аналогичен первому. Такой же коридор с поганками. В 18-00 были у порога Еландинский - это последний серьезный порог на Катуни. Ориентиры: приток слева (ручей), справа пляж и большое улово, реку пересекает ЛЭП. На склоне горы на правом берегу виден вход в штольню. Порог расположен в двух протоках вокруг скального острова. Основная левая с высокими валами. Справа мелкая протока с камнями в русле. Экипажам четверок не хотелось мокнуть и они прошли по правой протоке. Двойка шла по левой. Через 100м за порогом недостроенная Катуньская ГЭС - бетонные опоры. Далее пос.Еланда на правом берегу. Пешеходный мост. Встали на ночевку в 19-15 на левом берегу. Место красивое, но вдоль берега идет грунтовая дорога.

02.09.99
Завтрак в 8-00. Вышли в 10-15. Это последний сплавной день. Серьезных препятствий нет. По берегам заросли облепихи. Двойка опять оторвалась вперед, и через 1,5 часа сплава остановилась собирать облепиху. До Чемальской трубы около двух часов сплава. По берегам черные скальные выходы. На правом повороте перед началом трубы на левом берегу залежи плавника. Остановились и запаслись дровами. Каждое судно подобрало бревна в соответствии со своими габаритами. За правым поворотом русло сжимается скальными берегами. Это начало Чемальской трубы. Небольшие сливы с валами 0,5-0,8м. За ними "поганки". На левом повороте озеро с поганками и воронками. Справа на левом повороте впадает река Чемал. Из ее долины выходит ЛЭП (от Чемальской ГЭС). В устье Чемала (на его левом берегу) хорошее место для стоянки и антистапеля. Зачалились около 13-00. Начали разборку судов. К вечеру пошел дождь и с мечтой просушить вещи пришлось расстаться. До поселка 35 мин хода по хорошо набитой тропе. Сходили на разведку и в магазин, купить чего-нибудь вкусного (кончилась власть завхоза). Автобус до Горно-Алтайска ходит в 7-30 и в 17-00. Дождь не прекратился до самой ночи.

03.09.99
Подъем в 4-30. В полной темноте собираемся и завтракаем. Идем на автобус 7-30. Над Чемальским водохранилищем потрясающе красивый рассвет. До Горно-Алтайска около 3 часов на автобусе. Там сразу же пересаживаемся на автобус до Бийска. В Бийске мы пробыли около получаса и сели на автобус в Барнаул (автобусы ходят каждые 30-40мин.). В Барнауле узнаем, что билетов на поезд нет до 9 сентября, а рейсы самолетов отменены на несколько дней. Вот тут мы и пожалели, что не купили билеты заранее. Желающие уехать на поезде купили билеты от Новосибирска на ночной поезд. Едем все вместе в Новосибирск, на автобусе. В Новосибирск прибыли в 21-30. От Чемала до Новосибирска дорога обошлась 210-00 руб./рыло, не считая затрат на пиво и прочие вкусности. В Новосибирске группа разделилась - три человека улетели на самолете, остальные поехали поездом.

04.09-06.09.99
Поезд Новосибирск-Москва. 06.09.99 на рассвете прибыли в столицу. Путешествие закончено, расползаемся по домам. Впереди осень, зима.

    Фото 1. Перевал Орой.
    Фото 2. Верхнее Шавлинское озеро. Вид на горы Красавица и Мечта.
    Фото 3. Двойка "Тритон" в одном из порогов каскада Сувак.
    Фото 4. Основная плотина порога Уйгур.
    Фото 5. Красная четверка в выходной шивере пор.Уйгур.
    Фото 6. Черная двойка заходит на чалку за пор.Кечу.
    Фото 7. Четверка "Голубой Дунай" на выходе из пор.Лестница.
    Фото 8. Двойка "Тритон" в пор.Неустроева.
    Фото 9. Р.Шавла впадает в р.Аргут.
    Фото 10. Заход в пор.Атланты.
    Фото 11. Выход из пор.Атланты.
    Фото 12. Четверка "Голубой Дунай" в пор.Ворота на р.Аргут.
    Фото 13. "Стрелка" Аргута и Катуни.
    Фото 14. Четверка "Голубой Дунай" в пор.Шабаш на р.Катунь.
    Фото 15. Маршрут пройден.

Схемы Шавлы и Аргута, а также схема волока на Шавлу (из отчета #5046 МКЦТК).
Все схемы отсканированы с разрешением 300 точек на дюйм.
    Схема 1.gif
    Схема 2.gif
    Схема 3.gif
    Схема 4.gif
    Схема 5gif
    Схема 6gif
    Схема 7gif